Хотите быть в курсе новостей, акций, скидок от ВЕКа?
Да, хочу    Нет, не интересует
Заказать звонок
Имя*
Телефон*
Время звонка*
Сообщение
Написать нам
Имя*
Email*
Сообщение*

8 (800) 600-21-05 Бесплатно по России

8 (343) 385-78-78 Магазины и офис

8 (965) 530-45-45 Интернет-магазин

Отзывы о нас
Мы на Flamp
Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

Арктическая кайтовая экспедиция

Группа Екатеринбургских туристов из четырех человек совершала парусно-лыжное путешествие или по-простому - кайтовый поход по Арктике. Маршрут похода: п. Ямбург – Обская губа – Проклятые острова – п. Диксон - Енисейский залив – п. Дудинка. Общая протяженность маршрута порядка 1350 км. Екатеринбургские туристы под флагом команды «Север» и неизменным руководителем походов на кайтах Корбут Евгением, директором фирмы «ВЕК» по изготовлению туристического снаряжения, успешно прошли пять походов в Заполярье на ветровой тяге, с помощью кайтов и парашютов-буксировщиков.

Поход 2012 был шестой по счету. Целью похода было прохождение нового маршрута в районе Гыданского полуострова и полуострова Таймыр. Сроки прохождения, из опыта предыдущих походов, были выбраны с 20 марта по 30 апреля, порядка 40 дней, хотя реально маршрут планировали пройти за 30 дней. В связи с всеобщим потеплением в Арктике сроки походов каждый год приходится переносить на более ранние. Вид передвижения в походе на лыжах с помощью кайтов и парашютов- буксировщиков не попадает под стандартные виды категорийного туризма. В городском клубе туристов г. Екатеринбурга поход был оформлен как парусно-лыжное путешествие. Маршрутная книжка, рассмотренная маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) Свердловской области, позволяет упростить процедуру получения пропуска в пограничную зону, а так же пропуска в закрытую зону «Газпромдобыча» в город Ямбург. Оформление пропусков было начато за 3-4 месяца до похода и завершилось успешно. На момент выезда группы пропуска были на руках, причем на пропуске в Ямбург было написано, что допуск на объект разрешен - «Антарктической экспедиции для прохождения маршрута в рамках чемпионата России по спортивному туризму – лыжи» - так, как будто Ямбург расположен в Антарктиде.

Специальное снаряжение состояло из:

• Пластиковые сани объемом 260 л
• 2 кайта 7м2 и 10м2 фирмы Параавис
• Парашюты-буксировщики 2х типов: «Рейдовый» и «Штормовой» производства фирмы «ВЕК»
• Горнолыжные ботинки и горные лыжи
• Трапеции от той же фирмы «ВЕК»


Все остальное снаряжение стандартное для похода по безлесной зоне в заполярье. Оно было заказано и произведено в Екатеринбургской фирме «ВЕК». Снаряжение стандартное – это означает, что оно проверено временем в многочисленных походах по зимней тундре, так как более 20 лет ежегодно директор фирмы «ВЕК» Корбут Евгений ходил участником и руководителем походов 5 и 6 категории сложности на полярном Урале, Ямале и Таймыре.

В первых трех кайтовых походах:

• 2006 года по побережью Карского моря
• 2007 года по маршруту Воркута-Ямал-Ямбург
• 2009 года по полуострову Ямал

группа передвигалась на лыжах без кайтов только в том случае, если был штиль или ветер встречный. Расстояние проходили маленькие, перетаскивание тяжелых саней сильно утомляло. Вместо горных лыж и горных ботинок использовали лыжи и ботинки скитур.

В последующих походах:

• в 2010 году по побережью Ямала (Ямбург – Сияха - о. Белый - п. Харасавей) на 1200 км
• в 2011 (от Воркуты вокруг острова Вайгач)

пешком и на лыжах ходить перестали. Скитуры заменили горнолыжным оборудованием. Девиз похода был - «Ни шагу вперед», передвигались по маршруту только с помощью ветра. На кайтах начинали движение с 3,5 м/с до 10-12 м/с, далее пересаживались на парашюты-буксировщики. Они позволяют ходить в ветер до 20 м/с. Свыше 20 м/с передвижение не получается, в связи с нулевой видимостью и опасностью растерять группу.

Группа прибыла в Ямбург 21 апреля. За 13 походных дней:

• три дня был штиль
• два дня пурги со встречным ветром 16-17 м/с
• 2 дня ветер был хороший и в нужном направлении (прошли 100 и 108 км)
• в остальные ходовые дни проходили от 50 до 80 км.

На 13 день похода палатка стояла в 8 км от берега севернее мыса Штормовой. Дул сильный южный ветер 12-14 м/с с порывами до 17 м/с. Все расстояние до берега представляло собой сплошные поля торосов, которые можно было преодолеть только пешком, перетаскивая сани с грузом в 80 кг.
Проснувшись утром туристы обнаружили, что палатка дрейфует на север уже два часа со скоростью 2-3 км/ч. За час свернули лагерь и попытались выйти из торосов на ровный лед, но там, где вчера он был, виднелась открытая вода с плавающими на ней льдинами. Через 2,5 часа хождений по краям льдины стало ясно, что вокруг вода и самоспасение невозможно.

Прогноз по ветру последующих дней - 10-12 м/с юг и соответственно льдину будет относить в Карское море на север. Вероятность, что ее прибьет к берегу мала. Но и самое главное, что льдина это не льдина, а торосовое поле, которое постоянно уменьшалось под действием ветра и волн.

По спутниковому телефону позвонили в Салехардский поисково-спасательный отряд и через час уже знали время вылета вертолета и его подлетное время к льдине. В течение пяти часов до прибытия вертолета группа постоянно уходила вглубь торосового поля от тех краев, которые разрушались. Начальник отряда «Ямалспас» Никитюк Михаил Николаевич после звонка, что четверо туристов дрейфуют на льдине, которую оторвало ветром, как профессионал своего дела очень быстро организовал спасательную операцию.

Первый звонок был в 11.30, а в 17.00 спасенные кайтеры со всем снаряжением уже летели в вертолете в Салехард. Расстояние до Салехарда почти 700 км, летели 4,5 часа. Вокруг дрейфующей льдины с вертолета было видно открытую воду, которая простиралась на десятки километров. Через некоторое время вертолет летел уже над белоснежным льдом Обской губы почти там, где на кайтах шли туристы. И там где проходил путь, четко виднелся черный след от ледокола.
Все встало на свои места. Это не ветер разломал льды, а ледокол. Затем сильный южный ветер понес это крошево на север. Всеобщее потепление в Арктике, и навигация началась на месяц раньше. На льдине туристы-кайтеры были не одни. Вокруг палатки были следы медведицы с двумя медвежатами. Видимость была очень плохая и самих медведей не увидеть, не сфотографировать не удалось.

Стоимость спасательной операции, которая была озвучена, один миллион триста тысяч рублей. Каждый субъект российской федерации имеет право на бесплатную помощь от государства в чрезвычайной ситуации и туристам в лице отряда «Ямалспас» эта помощь была оказана. Ни руководителю похода Корбут Евгению, ни участникам группы - Воротникову Владимиру, Каргаполову Владимиру, Холманских Константину требований об оплате спасательных работ никто не предъявлял. Общий путь, пройденный на ветровой тяге 526,7 км; на дрейфующей льдине 16 км. Максимальная скорость на кайтах 58 км/ч; на парашюте- буксировщике 34 км/ч. Диапазон температуры от -4º до -36º. Все походное снаряжение и одежда, изготовленное Екатеринбургской фирмой «ВЕК», отлично работало в условиях Заполярья. Трехслойная зимняя палатка с печкой «Байкал 2х4,5м» выдержала все погодные условия, идеально подходит для комфортного проживания в тундре. Поход на кайтах Ямбург-Диксон-Норильск переносится на 2013 год, а далее можно будет планировать походы на мыс Челюскин, Хатанга, Тикси и т.д.

Вывод:

Кайтовые туристические походы, в которые команда «Север» ходит с 2006 года позволяет:

• Побывать в труднодоступных районах Заполярья, куда сложно или невозможно дойти в лыжном походе
• Тратить меньше сил при преодолении больших расстояний. Максимальное расстояние, которое удавалось проходить на кайтах с санями весом 80 кг - 130 км за день и это не предел.
• Соревноваться с другими участниками лыжно-кайтовых походов и экспедиций.
• Соревноваться с яхтами в парусном туризме.

Команда «Север» выражает благодарность всем, кто участвовал в спасательной операции. Отдельная благодарность Салехардскому поисково- спасательному отряду, а так же начальнику «Ямалспас» Никитюку Михаилу Николаевичу. 3 апреля команда «Север» будет отмечать как второе День рождение.

Вторая часть отчета

Фото
Репортаж в программе "Вести Урал"
Корбут Евгений