Хотите быть в курсе новостей, акций, скидок от ВЕКа?
Да, хочу    Нет, не интересует
Заказать звонок
Имя*
Телефон*
Время звонка
Сообщение
Написать нам
Имя*
Email*
Сообщение*

8 (800) 600-21-05 Бесплатно по России

8 (343) 385-78-78 Магазины и офис

8 (965) 530-45-45 Интернет-магазин

Отзывы о нас
Мы на Flamp
Читайте отзывы покупателей и оценивайте качество магазина на Яндекс.Маркете

Как составить план похода

26 февраля 2024
13 мин
Как составить план похода Как составить план похода

Чтобы пойти в поход, получить свежие впечатления и удовольствие, нужно подготовиться. Это процесс не одного дня. Но поход как вид досуга и спортивное достижение известен давно. Накоплен огромный опыт, опираясь на который, можно спланировать и осуществить это мероприятие.

Содержание

Классификация походов

В методических материалах ФСТР (Федерации Спортивного Туризма России) походы классифицируются в зависимости от способа передвижения по рельефу. Например:

  • Водные (байдарки, рафты)
  • Горные
  • Пешеходные
  • Лыжные
  • Велопоходы и т.д.

Для всех этих видов походов разработаны категории сложности. Их всего 6. Категория зависит от удалённости и автономности маршрута, продолжительности, наличия препятствий. Для горного похода это перевалы, для водников – пороги. Есть места на карте, где любой поход превращается в категорийный. Например, пеший поход на плато Путорана относится к 5 категории сложности по ЕВСК (Единой Всероссийской Спортивной Классификации).

Существует классификация походов по цели:

  • Учебные
  • Рекреационные (оздоровительные)
  • Краеведческие
  • Спортивные

Появляются и другие цели в зависимости от запросов общества. Например, волонтёрские или экологические.

По виду маршрута есть три вида

  • Линейные. Они начинаются в одной точке и завершаются в другой. Типичный пример – сплав по реке.
  • Кольцевые. Выход и возвращение в одной точке.
  • Радиальные. Это короткие маршруты из базового лагеря.

Постепенно в туризме утверждаются английские термины:

Хайкинг (прогулки по оборудованным тропам)

Бэкпекинг (свободное путешествие без заранее определённого маршрута) и т.п.

Для новичков в туризме можно принять следующую классификацию:

  • Коммерческий маршрут
  • Поход сложившейся компании по новому маршруту
  • Организация группы для прохождения выбранного маршрута

Коммерческие походы организуют туристические фирмы и клубы. Они осуществляют заброску на маршрут, предоставляют необходимое снаряжение, инструкторов и гидов. Достаточно заплатить нужную сумму и отправиться в поход с незнакомыми людьми.

Но можно собрать группу друзей и единомышленников. Организация сведётся к согласованию времени отпусков и заключению договора с турфирмой. Когда в многодневный поход собираются энтузиасты, опираясь на собственные силы, необходим план.

Какие пункты включает план похода

Для начала надо согласовать свои желания и возможности. Определитесь с цель похода. Цель - это то, что вы хотите: загорать на берегах речки, осмотреть заброшки или преодолевать трудности. Подниматься на перевалы проблематично, если спутники натёрли ноги неподходящей для трекинга обувью.

Когда цель определена, можно приступать к составлению плана и графика подготовки. Обязательные пункты:

  • Выбор региона и района
  • Проработка маршрута
  • Количество и состав участников
  • Бюджет
  • Снаряжение
  • Продукты, аптечка

Все пункты взаимосвязаны. Можно сходить по полярному Уралу, если все участники физически подготовлены, имеют походный опыт и располагают финансами. А если собрались новички, лучше испытать себя в средней полосе в хорошую погоду.

Маршрут

Для удачного похода надо собрать как можно больше сведений о местности. Сегодня это несложно. Источников много

  • Библиотека отчетов о спортивных походах tlib.ru
  • Отчеты о разных видах походов и путешествий skitalets.ru

А также блоги туристов, сайты и группы в соцсетях местных турклубов. Описания и фотографии дают много подсказок. Они позволяют оценить свои возможности при имеющихся ресурсах.

Работа с картами и построение трека

Как люди в прошлом путешествовали без GPS? Они искали местных проводников. Современные технологии позволяют отправиться в любое место мира и не заблудиться. Нитку маршрута, или трек строят в картографических сервисах. Они создаются и обновляются регулярно.

В походе для ориентирования пользуются навигаторами или смартфонами. В большинстве смартфонов встроены приёмники спутникового сигнала GPS и ГЛОНАС. Перед походом надо загрузить карты и приложения в телефон.

Преимущества смартфонов в том, что там, где появляется связь, можно выйти в интернет и узнать новости. Вблизи от населённых мест пользуются телефоном. Способы его подзарядки в походе известны.

Но в густом лесу, в горах, в сильный туман сигнал может пропасть. Навигатор в походе IV –V надёжнее. Его преимущество – работа от батареек АА и ААА. К навигатору берут запас батареек или аккумуляторов в герметичной упаковке.

Навигатор – прибор, созданный для работы в сложных условиях. У него прочный водостойкий корпус. Дополнительные функции – фотоаппарат, блокнот и другие, расходуют запас энергии батареек и не обязательны в походе. Для ведения дневника лучше запастись бумажным блокнотом и карандашами.

Построение маршрута в сервисе

Для построения трека надо выбирать сервисы, которые позволяют загрузить карту на смартфон для пользования оффлайн. Работать с картографическими сервисами удобнее на экране компьютера или ноутбука.

Встроенные приложения Яндекс. Карты и Google плохо работают вне зоны доступа сети. Они полезны в населенных пунктах.

Многие рекомендуют бесплатный сервис OSM (OpenStreetMap) Он генерирует информацию от пользователей. Это треки походов с GPS-навигаторов, видеозаписи, спутниковые снимки. На сайте www.openstreetmap.org есть описания отмеченных на картах объектов. Это броды, скалы, места стоянки и источники воды.

Пользуясь этим сайтом, нетрудно подготовить карту для прохождения маршрута с необходимыми пометками. Это лучше сделать перед походом, потому что пользователи регулярно отмечают все произошедшие изменения. Нетрудно найти описания и видео инструкции, как работать с картографическими сервисами и программами.


Важно. При работе с картами встречается понятие «слой». Это отображения на базовой карте информации из разных источников. Например, исторические памятники на местности или состояние дорожного покрытия.


При составлении маршрута полезно изучить слои высот, отображающие рельеф. Это даст представление о наборе высоты на участках маршрута.

В программе «Google Планета Земля» можно включить слой «Фотографии». В нем на всплывающих панорамных фотографиях можно посмотреть характер местности.

Метаинформационные слои содержат дополнительные сведения о местности. Ссылки на отчеты туристических клубов, статьи и другие документы.

Сегодня много сайтов, на которых выкладываются записанные треки походов, экскурсий, тренировок. Например, www.strava.com. «Густота» треков на местности показывает комфортные для прохождения дороги и тропы.

Проработанный маршрут должен содержать:

  • Способ заброски к исходной точке
  • Трек, или нитку маршрута на карте
  • Отрезки дневных маршрутов и места стоянок
  • Препятствия, на преодоления которых выделяется дополнительное время
  • Аварийные варианты схода с маршрута
  • Выезд из конечной точки

При построении трека на карте сервисы позволяют рассчитать протяженность дневных участков в км и часы в пути. Но расчетную скорость прохождения маршрута корректируют в зависимости от сезона и подготовки участников. Пройти маршрут точно по графику удаётся очень редко, всегда надо планировать запас времени.

Карты загружаются в навигационные устройства. На руках надо иметь и распечатанную бумажную карту. Вместе с картами в рюкзак кладут компас.

Состав участников и распределение обязанностей

Когда в поход идет группа друзей, распределение обязанностей кажется излишним. Но руководителя надо назначить. Если появятся представители власти: лесники, полиция, МЧС, будет задан вопрос: «Кто здесь главный?»

В группе людей, которые списались в соцсетях и знакомятся только перед выездом, важно распределить обязанности. Это позволит избежать конфликтов и поддерживать дисциплину. Руководителем выбирают и назначают самого опытного туриста (это не всегда инициатор похода). На этапе предварительной подготовки он выясняет навыки будущих путешественников. Назначает роли:

Медик 

Человек с медицинским образованием или прошедший курсы оказания первой помощи. Отвечает за групповую аптечку, в процессе подготовки опрашивает всех участников о возможных проблемах со здоровьем. На случай обострения болезни участник похода берет индивидуальную аптечку с лекарствами, назначенными врачом.

Завхоз

Отвечает за закупку продуктов и выдачу их в походе. Следит за графиком дежурств по кухне.

Ответственный за снаряжение

Подбирает, закупает, выясняет наличие снаряжения у участников. Должен проверить состояние снаряжения перед походом. Выдаёт на маршрут и собирает после прохождения.

Казначей

Хранит наличные деньги группы и отвечает за карточку, учитывает расходы.

Штурман

Лучше всех ориентируется на местности, разбирается в картах и в навигаторе.

Ремонтник 

Умеет чинить байдарки, велосипеды, обувь, ремни, палатки и другое снаряжение. Отвечает за инструменты, собирает запасные детали и материалы для ремонта.

Фотограф и оператор 

Делает качественные снимки для отчета.

Это основные должности, для которых нужны люди с определённым опытом и навыками.

В зависимости от договорённостей, другие обязанности можно варьировать. Например, назначить кострового, который будет отвечать за заготовку дров на привале, или поручать это дежурным. Обязанности дежурных оговаривают дома.

Перед походом в малонаселённую местность обязательно назначают связного. Это человек, у которого будет список всех участников группы с их контактными телефонами. Он обратится в МЧС, если группа не выйдет на связь в установленные сроки.

Бюджет похода

Его можно составить, когда определено количество участников, способ заброски, количество снаряжения (арендуется, закупается, имеется у участников). Бюджет включает:

  • Транспортные расходы
  • Обязательные сборы (например, плата за посещение территории заказников)
  • Расходы на групповое снаряжение
  • Стоимость продуктов, лекарств, топлива (газовые баллоны или бензин)
  • Аварийный запас

Перед походом оформляется страховые полисы. В страховых компаниях есть разные виды страховок, для обычных пеших походов и для экстремального туризма.

По действующим законам РФ туристические группы обязаны сообщать о походе МЧС. Это делается для безопасности группы за 10 дней до выхода.

Несколько советов по сбору группы:

  • Организатор и потенциальные участники изучает профили друг друга в социальных сетях.
  • Полезно подготовить опросник-анкету , чтобы понимать уровень подготовки и готовность взять на себя обязанности одной из должностей.
  • Группа для многодневного похода не должна состоять из одних новичков.

Такое заочное знакомство снижает вероятность конфликтов.

Продуктовая раскладка и составление меню

В походе расход энергии выше, чем в офисе. В зависимости от сложности в рацион должен обеспечить от 3000 до 5000 килокалорий в день.


Это интересно. Чтобы определить калорийность продукта, его сжигают и измеряют количество выделенной энергии во время горения.


Калорийность продуктов можно считать по специальным таблицам. Можно просто ориентироваться на житейское понятие «сытные блюда». Это жирные продукты: сало, тушенка, копченая колбаса. Продукты с «медленными» углеводами: орехи, сухофрукты, крупы, шоколад.

Обычно в походах режим питания и меню выглядят так:

  • Завтрак. Молочная каша, бутерброд с салом или сыром, какао из сгущенки, сладости.
  • Перекус на маршруте. Кипяток из термоса, сублимированный суп или чай с бутербродом и сладостями.
  • Ужин в лагере. Самый плотный приём пищи. Макароны или каша с тушёнкой и сушеными овощами, чай со сладостями.
  • Ужин очень важен в походе. Без горячей пищи бывает трудно уснуть после ходового дня.

Ориентировочный расход продуктов в день для пешего летнего похода:

ПродуктКоличество на человека
Крупа50-60 г
Сало, копчённая колбаса50 г
ТушёнкаБанка 350 г на 4-5 человек
Сахар или сладости100 г
Макароны120 г
Супы в пакетах1 пакет на 2-3 человек

В зимних и горных походах требуется больше калорий, и расход продуктов больше. Чтобы снизить вес рюкзаков, берут больше сублимированных продуктов. Вегетарианцы и другие участники похода с особым меню обсуждают требования к питанию заранее. Если их в группе несколько, они организуют свою кухню.

При планировании маршрута отмечают населенные пункты, в которых можно пополнить запасы продуктов.

Это основные пункты плана. После тщательной подготовки поход пройдет успешно. Можно строить новые планы и ходить в по горам и рекам с новыми друзьями.